Управление двигателем, нагнетатель, высотный корректор.
Внимание! Без знаний этого материала невозможно ведение воздушного боя на высоте больше 2000 метров.
Нагнетатель. С чем его едят.
Для того чтобы топливо полностью сгорело необходимо соответствующее количество кислорода. Для повышения мощности двигателя на самолетах Второй Мировой использовался турбонаддув (специальная турбина, нагнетающая воздух под давлением). Соответственно подавая большее количество кислорода можно сжечь больше топлива за один цикл работы двигателя и тем самым увеличить его мощность. Устройство для наддува либо использовало энергию выхлопных газов, либо приводилось в действие от двигателя (иногда использовался специальный электрический, как например на Р-47).
На высоте, где плотность воздуха заметно падает необходимо изменить режим нагнетателя. На большинстве немецких, и союзных самолетах такой переход осуществляла автоматика. Советские самолеты имели более простую конструкцию и требовали ручного перевода режима.
Высоту переключения можно определить по прибору, но лучше запомнить табличные значения, чтобы в бою не отвлекаться на приборную панель.
На большинстве самолетов 2 режима работы нагнетателя. На И-185 и ряде американских – три.
Высотный корректор.
Как уже упоминалось, для того чтобы топливо полностью сгорело необходимо соответствующее количество кислорода. Но на больших высотах, когда мощности нагнетателей уже не хватает, нарушается соотношение «топливо-воздух». Это приводит к забрызгиванию свечей, неполному сгоранию топлива, перегреву двигателя и главное к существенной потери мощности двигателя. Внешне проявляется появлением дымных полос за самолетом, нестабильной работой двигателя. Чтобы избежать этого необходимо уменьшить количество топлива в смеси.
Ниже я привожу данные по высотам переключения нагнетателя и воздушного корректора наиболее распространенных истребителей. Предупреждаю, для корректора приведена крайняя высота регулирования смеси, уже на подходе к этой границе возможен дымный выхлоп при высоких нагрузках, поэтому смесь регулируйте за 200 метров до приведенной величины.
Первая регулировка высотного корректора – 80% топливной смеси, затем каждые 2000 метров уменьшаете топливо на 20% для всех самолетов.
И-153 М-62 и И-153П
При наборе высоты выше 2200 метров необходимо перевести нагнетатель на ступень 2 («Следующая ступень»). При спуске ниже 2200 метров нагнетатель возвращается на ступень 1 («Предыдущая ступень»). На 4000 регулировка топливной смеси.
И-16 тип 18/24
Тот же тип мотора, что и на И-153, соответственно, те же операции.
Ла-5 (Ф, ФН) и Ла-7
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 3500 и на ступени 2 выше 3500).
Регулировку смеси необходимо производить на высотах 4000.
ЛаГГ-3 (4 серия)
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.
Регулировка смеси производится на высотах 4000 м.
ЛаГГ-3 (серия 66, 29, 35) и ЛаГГ-3ИТ
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 3000 м.
Як-9 и его модификации Д, К, Т
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2000 м и на ступени 2 выше 2000 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 3000 м.
Як (остальные модификации)
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2000 м и на ступени 2 выше 2000 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 4000 м.
«Харрикейн»
Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2800 м и на ступени 2 выше 2800 м.
П-40Е М-105
Советская модификация с тем же двигателем, что и у ЛаГГ-3. Соответственно, требуются те же операции. Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.
На высотах до 120 метров можно ставить высотный корректор на 120% Это даст прибавку мощности при взлете в режиме перегруза, с авианосцев, поможет уйти от преследования (на некоторых Ла например).
Для того чтобы регулировать высотный корректор нужно назначить клавиши на кнопки «Обеднить смесь» и «Обогатить смесь». Регулирование происходит по 20%. Для особо дотошных можно применить более точные значения по 10% назначив кнопки «Высотный корреткор 90%», 80% и т.д.
Сводная таблица.
самолет | мотор | высота включения нагнетателя (м)(версия 4.08М) |
высота включения корректора (м) |
высота макс. скорости(м) (на форсаже) |
И-153 | М-62 | 2200 | 4000 | 4300 |
И-16 тип 18 | М-62 | 3000 | 4000 | 4400 |
И-16 тип 24 | М-63 | 3400 | 4000 | 4800 |
Як-1, Як-7Б (41г), Як-7А |
М-105П | 3200 | 4000 | 4700 |
Як-1Б, Як-7Б (42г), Як-9Т |
М-105 ПФ | 2900 | 3000 | 4000 |
Як-9Д | М-105 ПФ | 2800 | 3000 | 3700 |
Як-9 | М-105 ПФ | 2600 | 3000 | 4200 |
Як-9К, Як-9М |
ВК-105 ПФ | 2700 | ? | 3900, 3700 |
Як-3 | ВК-105 ПФ2 | 2800 | ? | 4000 |
Як-9У, Як-9УТ |
ВК-107А | 3000 | ? | 5000 |
ЛаГГ-3 4-й серии | М-105П | 3700 | 4000 | 4800 |
ЛаГГ-3 после 42-го года | М-105 ПФ | 2700 | 3000 | 3700 |
Ла-5, | М-82 | 4700 | ? | 2000,6000 |
Ла-5Ф | М-82Ф | 4200 | ? | 1600,6400 |
Ла-5ФН | М-82ФН | 4500,(4300-на форсаже) | ? | 2000,6200 |
Ла-7 | АШ-82ФН | 4000,(3800-на форсаже) | ? | 2000,6000 |
МиГ-3 | АМ-35А | — | ? | 7700 |
МиГ-3 (АМ-38) | АМ-38 | — | ? | 2900 |
Ил-2 | АМ-38 | — | ? | 2500 |
Пе-2 серии 1 | М-105Р | 3200 | 4000 | 4600 |
Пе-2 серии 84 | М-105РА | 3200 | 4000 | 4600 |
Пе-2 серии 110 | М-105ПА | 3200 | 4000 | 4600 |
Пе-2 серии 359 | М-105ПФ | 2800 | 4000 | 3900 |
Пе-3, Пе-3бис |
М-105РА | 3200 | 4000 | 4600 |
П-40Е (М-105) | М-105П | 3200 | 4000 | 4700 |
«Харрикейн» | Rolls Royce Merlin XX | 3400 | ? | 5600 |
Tempest MkV | Napier Sabre II | 5000,(4000-на форсаже) | — | 6000 |
A-20G | Wright R-2600–23Double Cyclone | 2400 | — | 3700 |
B-25J | Wright R-2600–13 | 2700 | — | 4000 |
F4F | Pratt&Whitney R-1830–76 | 2600,2900 | — | 5700 |
FM-2 серия | Wright R-1820–56Cyclone | 2600 | — | 5500 |
F4U серия | Pratt&Whitney R-2800–8W | 2500,5800 (2000,4800-форс.) |
— | 6800 |
F6F серия | Pratt&Whitney R-2800–10W Double Wasp | 2600,6000 (2000,5400-форс.) |
— | 7000 |
He-111 | Junkers Jumo 211 | 4100 | 6000 | |
Ju-87 | Junkers Jumo 211 | 2700 | 4000 | |
Ju-88 | Junkers Jumo 211 | 4100 (нихт арбайтен) | 5900 | |
A6M2 | NK1C Sakae-12 | — | — | 4500 |
A6M3-A6M7 серия | NK1F Sakae-21, NK1F Sakae-31 |
3500,(3300-на форсаже) | — | 5700 |
Ki-84 серия | Ha-45–21 | 3500,(2800-на форсаже) | — | 6000 |
Ki-100 | Ha-112 II | 4000,(3800-на форсаже) | — | 6000 |
G4M | Mitsubishi Kasei 15 | 3400 | — | 4500 |