Основы визуального ориентирования.

Основы визуального ориентирования.

Визуальная ориентировка в игровом полетном симуляторе Ил-2 «Забытые сражения» практически не отличается от реальной. Поэтому я попытаюсь перенести основные правила ориентирования в игру. Я знаю, что многие виртуальные пилоты сами приобрели навыки быстрого ориентирования, методом проб и ошибок. Но я надеюсь, что этот материал будет полезен для новичков, и может быть, опытные пилоты, смогут найти для себя, что-то новое.

О задачах визуального ориентирования.

Задача визуального ориентирования – это определение местонахождения своего самолета по опознанным ориентирам. Задача считается выполненной, если штурман сопоставил несколько объектов визуального ориентирования с объектами, отображенными на карте.

Об ориентирах и их признаках.

Ориентирами могут быть только такие объекты, которые являются уникальными в данном районе. Они могут быть, как естественного происхождения (реки, озера, береговая линия), так и искусственного (заводы, мосты, дороги, населенные пункты).
Обычно рассматривают главнее (первичные) и второстепенные (вторичные) признаки таких ориентиров. Главным признаком считают сам тип объекта или его наиболее выделяющиеся свойства – например – объект «населенный пункт», «шоссе», «мост», «участок леса» и так далее. Второстепенный признак – это такая характеристика объекта, которая его отличает от другого объекта с похожими главными признаками. Например: два населенных пункта, но первый отличается от второго тем, что к нему подходит три шоссейных дороги, вместо двух. Или приведем такой пример. Мы видим две параллельных реки, но только на одной из них виден мост.

Правила визуальной ориентировки.

Правила довольно простые. Что бы в каждый момент времени вы могли точно сказать, где вы находитесь, вам необходимо следить за курсом и вести счисление пути. Это выглядит следующим образом. Для достижения промежуточной точки маршрута, вам необходимо строго удерживать заранее определенный курс. Особое внимание компасу уделяется при полетах над обширными водными массивами, потому что нет возможности наметить впереди ориентир и за короткие промежутки времени можно незначительно сменить курс, что приведет к ошибке счисления пути или будет способствовать суммированию данной ошибки при дальних перелетах.
Во время визуального ориентирования, время, необходимое для распознавания ориентиров, ограничено. Поэтому следует заранее определять направление ожидаемого появления ориентира. Причем важно для каждого ориентира определить – время появления и его направление. Возникают ситуации, когда штурману достаточно помнить порядок появления ориентиров. (Например: сначала по пеленгу 20 градусов появляется завод, потом слева, по пеленгу 300 градусов – мы должны увидеть изгиб шоссе. После этого, прямо по курсу появится населенный пункт, расположенный на берегу реки. И так далее.)
Дополнительным, но на мой взгляд важным моментом визуальной ориентировки является правило: сначала определяем крупные объекты, потом более мелкие. Причем приоритет должны иметь – объекты с уникальными или характерными признаками.

Определение места положения воздушного судна.

Для определения местоположения воздушного судна производят сличение карты с местностью. Существует несколько способов сличения.
Способ первый (основной). Сличение производится переходом от карты к местности. Сначала штурман выделяет на карте несколько объектов, после этого производится поиск этих объектов на местности. Этот способ применяется для того, что бы заранее подготовится и ожидать появление данных объектов на местности с заранее определенных направлений.
Способ второй. Сличение производится от местности к карте. Эта ситуация возникает, когда штурман внезапно заметил характерный ориентир и возникает необходимость найти этот ориентир на карте для дальнейшего определения места положения воздушного судна.
Место положения самого судна определяется несколькими способами. Примеры ситуаций в которых применяется один из способов приведены в Таблице 1.

СитуацияСпособ определения места
1Вы произвели взлет. Намечен маршрут к цели. Вы выделили (допустим) 3 ориентира на маршруте.
Оптимальнее применить способ номер 1.
Вы переходите от Карты к Местности. В полете вы ожидаете появление заранее определенных ориентиров.
2Произошел скоротечный воздушный бой. После боя вы начинаете планировать маршрут на свой аэродром.
Способ номер 2.
Предположим, что в бою вы потеряли привязку своего местонахождения.
Поэтому вы ведете поиск главных ориентиров (первичных) с ярко выраженными свойствами.
Определив минимум 2 ориентира, вы производите сопоставление своего местоположения на карте.
3Вы преодолевали обширный морской район с двумя-тремя сменами курса. Маршрут строился так, что бы обойти вражеские средства ЗА,
расположенных (к примеру) на мелких островах.
Впереди видна береговая линия. Вам необходимо определить местоположение своего воздушного судна.
Применяется способ 2, так как маршрут пролегал в море и при счислении пути суммировалась ошибка.
По характерным объектам береговой линии вы находите свое местоположение на карте.

 

 

Обсуждение закрыто.