Ориентирование на местности

Ориентирование на местности

Есть несколько способов, точнее сказать, составляющих успеха в этом непростом деле – навигации. Хотя сложным оно кажется только поначалу.
1) лететь за самолётом союзника, например, ведущим или другой группой.
2) лететь напрямую к цели, без прохождения контрольных точек.
3) наблюдение за наземными ориентирами (или по солнцу).
4) лететь по курсу, сообщаемому диспетчером.
Для начала настоятельно рекомендую:
А) нарисовать компас на бумажке, для того, чтобы можно было сориентироваться на обратный курс или изменить его, без просчётов (может и недолгих, но в небе секунды решают всё). Пример: после взлёта взять курс 156, тогда обратный – 336. Для меня гораздо быстрее посмотреть, чем считать 156+180=336
Б) скачать карты
В) перед каждым вылетом запомнить курс (причём туда и обратно).
Теперь рассмотрим каждый способ в отдельности, его плюсы и минусы.

1) Лететь за самолётом союзника.

Сразу же сделаю небольшое отступление. За ведущим нужно летать везде и всегда, если не поступало ни каких приказов с его стороны о смене строя, тактики и т.д.
Но в некоторых случаях его может и не быть (например: разбился, потерялся, его просто нет, или Вы – ведущий).
Плюсы:
– легко и удобно, главное – не терять из виду.
Минусы:
-легко потерять из виду, а особенно в бою.
-если это бот или пилот (не из Вашего сквада и без TS), то за ним иногда довольно-таки сложно угнаться (если Вы летите на менее скоростном самолёте или загружены топливом/бомбами/навесным оружием).
Совет: всегда запоминайте курс, по которому вы идёте, чтобы в случае потери ведущего смогли бы вернуться на аэродром, где всем желающим раздают по 20 очков

2) Напрямую к цели, без прохождения контрольных точек.

Плюсы:
– облегчает ориентирование. Например, в точку, где должны повернуть на 150 градусов, вы можете пропустить и повернуть гораздо позже/раньше, тогда будет очень сложно найти обратную дорогу, а этим способом вы вряд ли ошибётесь.
-возвращаясь на базу после выполнения задания, летите именно напрямик (только если знаете своё точное месторасположение в данный момент), а не продолжайте следование по курсу, указанном в брифинге.
– можно нанести бомбовый удар, раньше, чем там окажется противник.
– экономия горючего и времени (как известно: время – деньги).
Минусы:
-имеете шанс сразится один против туевы хучи противников или никого не увидеть:

3) Наблюдение за наземными ориентирами (или по солнцу).

Этот способ можно использовать только вместе с компасом и желательно с картой (лететь по солнцу я бы не советовал, всё-таки может быть слишком большое отклонение от истинного курса. Хотя при нулевой видимости это может помочь.
Плюсы:
-надёжно, если есть на что ориентироваться.
Пример: карта Сталинграда. Летим курсом 270, у большой реки поворачиваем направо, идем вдоль неё, у города Калач атакуем колонну снабжения, после выполнения задания берём курс 170 (солнце слева), летим до ближайшего города (Октябрьский) около него есть аэродром, на него и садимся.
Как видите, ничего сложного нет – нужно только использовать компас и наземные ориентиры.
Минусы:
-не на всех картах есть заметные ориентиры. Львов – на ней нет ни только ориентиров, кроме огромного количества одинаковых речек, лесов и маленьких деревень. Но и аэродромов всего 5(!) штук, из которых два-три вражеских. Следовательно, найти свой -крайне сложно.
– иногда ориентир сложно заметить из-за плохой погоды или они скрываются за носом/крылом самолёта. Чаще делайте виражи, перевороты и всё будет нормально.
Совет: всегда внимательно рассматривайте карту в брифинге, запоминайте курс, ориентиры, контрольные точки. Ориентиром могут служить большая река, город, железная дорога, несколько мостов подряд или определённое их чередование.

4) По курсу, сообщаемому диспетчером.

Не советовал бы его слушать по двум причинам:
А) направление и высота может быть сказана не вашей группе.
Б) может быть сказано вашей группе, но вы слишком от неё отстали и не знаете, где точно находится ведущий.
Можно просто запутаться, если по вашему мнению курс-180, диспетчер сообщает <Курс 254, высота 150>, а ведущий/командир группы, который неизвестно где находиться пишет в чате: <курс 80>.
Минусы:
– читайте выше.
Плюсы:
-легко, но рискованно.

Советы:

– главное: не сбить вражеский самолёт, а приземлиться на свой аэродром.
– надо пользоваться всеми тремя способами, кроме четвёртого. Только их совокупность даёт вам гарантию вернуться на родной аэродром.
– всегда следуйте за ведущим и не теряйте его из виду. Если нет ведущего/командира, пристройтесь к кому ни будь и летайте большой толпой на большой высоте.
– если вы всё же потерялись, не впадайте в панику. Держите курс в сторону своей территории, не сворачивайте с него. В противном случае можете летать по кругу до того момента, пока не кончится топливо. Лучше упасть на свою территорию, чем на занятую врагом.
– Совет хоть и не в тему, но всё же… Как можно чаще смотрите по сторонам, а особенно назад. Даже если считаете, что вы в полной безопасности сделайте не больший вираж вправо, затем влево при этом смотря назад, чтобы видеть свои 6 часов. Выход из боя делайте <змейкой>, смотря назад.

1.

Ориентирование на местности – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта (сторон света) и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или выбранного направления движения. В боевой обстановке ориентирование на местности включает также определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному выполнению боевых задач в незнакомой местности. Ориентироваться на местности в Ил-2 ЗС необходимо при выполнении задач миссий, уровень сложности которых подразумевает отсутствие маркеров на карте. Однако, обычно остаётся включенным спидбар, по которому, как по компасу (либо по компасу в кокпите), можно легко определить текущее направление полёта, то есть курс.
Для того, чтобы понять, что обозначают цифры, указывающие курс, представим себе, что мы имеем компас, который ВСЕГДА расположен параллельно поверхности Земли (вообще-то грамотнее будет сказать, что плоскость компаса перпендикулярно условному радиусу нашего шарика, проведённому от центра Земли к точке приложения компаса, но это мало понятно: ) Окружность компаса разделена на 360 делений, каждое из которых соответствует 1 градусу (все помнят, что в окружности 360 градусов?). Север – это ноль, Восток – 90, Юг – 180, Запад – 270 градусов. В игре есть ещё отличная подсказка – карта ВСЕГДА ориентирована относительно сторон света, то есть Север у неё наверху.
Направление движения, указанное в градусах, будем называть КУРСОМ. Пример: курс 180, значит идём на Юг. RC_Василич подсказал отличную мысль для обучения основам ориентирования. Берём бумажный конверт от СД (обычно в такие конверты драйвера кладут) и отрезаем ту сторону, где есть прозрачный круг. На окружности маркером (либо ещё чем) делаем отметки Север, Юг и т.п. В зависимости от собственных предпочтений меток можно нанести больше, хоть все 360! Затем соединяем центр окружности с метками на краях и получаем отличный инструмент для указания курса. Центр окружности совмещаем с точкой нахождения самолёта на карте (как определить место нахождения – ниже), точку, соответствующую Северу (то есть 0) направляем строго вверх и смотрим, каким курсом необходимо идти. Например, ближайший аэродром, отмеченный на карте, находится на линии, соединяющей центр окружности и отметку 112 градусов, значит берём курс 112 и через некоторое время наслаждаемся видом филда.
Так же применяется на практике ориентировка <по часам>. Но необходимо иметь в виду, что этот способ позволяет ориентировать собеседника относительно курса полёта, а не сторон света, то есть в этом случае вместо компаса и 360-ти градусов берётся циферблат обычных часов (намекаю: не электронных!). Направление указывается исходя из того, что самолёт находится в центре циферблата (откуда стрЕлки растут ) и направлен ВСЕГДА на цифру 12, а объект на какой-либо цифре. Этот метод очень эффективен в воздушном бою: <Первый! У тебя ШЕСТЬ!>, или <Я – пятый, контакт на час, выше!>. При этом не забывайте, что в случае, если Ваш курс и курс союзника не совпадают, то ориентировка относительно СЕБЯ может оказаться бессмысленной или даже навредить (так как каждая система координат должна иметь не только оси координат или вектор ( в нашем случае вектором является стрелка часов), но и ТОЧКУ отсчёта, коей является самолёт (Ваш или пилота, к кому Вы адресуете сообщение).

2.

С целью нормальной ориентировки на местности (новой карте), её необходимо изучить. Просмотреть карту, запомнить основные ориентиры (города, аэродромы, озёра, реки и их излучины, лесные и горные массивы). Отличным вариантом будет распечатка карты в приемлемом масштабе (это можно делать и частями). Можно также в простом редакторе полетать по этой карте для изучения – именно так и поступали лётчики в реале – до начала выполнения задач был период ознакомления с участком линии фронта. При получении конкретной задачи необходимо изучить маршрут полёта, запомнить основные ориентиры, и что самое главное – расположение линии фронта. Необходимо определить общее направление <аварийного> отхода (то есть, если Вы заблудились или уходите от преследования, то тянете, например, на Восток, сколько возможно (либо, оторвавшись от преследователей, сориентироваться) и садитесь либо аварийно, либо на дром уже ТОЧНО на своей территории). Хорошим подспорьем в этом случае может быть солнце. Обязательно запоминайте его положение относительно Вашего курса, это поможет Вам быстро определить примерный курс к своим. Обычно в групповом полёте вопросами навигации занимается командир группы (для пары – ведущий), однако ведомый также не должен забывать об ориентировке. Одним из вариантов будет сообщение ведущего при прохождении какого-либо объекта (квадрата). Пример: <Я – первый, прошли Судак>, либо: <Я – первый, вошли в квадрат А-1). В этом случае следует помнить, что ТС могут <прослушать>, а чат просмотреть.

3.

Чтобы определить точное своё местонахождение желательно набрать высоту около 1500 – 2000 метров (так ещё видны небольшие объекты, но обзор уже достаточен) и попытаться найти хорошие ориентиры, либо, что ещё лучше, группу ориентиров (город на пересечении рек, характерный лесной массив у озера) и т.п. Затем, увеличивая или уменьшая масштаб карты, найти на ней эти объекты и таким образом установить место своего нахождения. Для пущей важности можно взять курс точно на Север (курс ноль) и сравнить видимые объекты и их положение относительно Вас с их изображением на карте (в реале крутят карту, но здесь такой возможности нет). Пример: точно на Севере лес, на 30 градусов населённый пункт, на 250 аэродром, на 320 озеро. Мысленно проводите по карте векторы от объектов под необходимым углом, точка их пересечения и будет Вашим местом положения. Как известно, для определения места точки на плоскости достаточно двух координат или векторов. В нашем случае чем их будет больше, тем лучше – это страховка от ошибки. Если на данном участке местности вы не смогли сориентироваться, летите в сторону своих и ищите характерные приметы. Если хватит топлива, при наличии некоторой сноровки, всё получится. Однако не стоит забывать об ошибках ориентирования. Можно неправильно определить место только потому, что Вы выбрали нехарактерные приметы (изгиб реки, обычный лесной массив и проч.). Поэтому, подходя к аэродрому, не снижайте скорости, пройдите над ним (либо рядом с ним). Если он вражеский и на нём есть зенитки – Вас обстреляют.

4.

И последнее: как найти противника, если известен маршрут его полёта? Помните задачи: из пункта А в пункт В и т.п.? Всё просто. По карте видим эти точки, прикидываем расстояние до них от места нашего нахождения, направление на конечную (это более важно) и начальную точки и летим. Можно сразу приблизительно вычислить место встречи. Можно взять некоторый запас (если позволяют условия миссии), то есть выйти на курс противника в точке, которой он ещё не достиг (ИМХО, наилучший вариант, так как есть возможность осмотреться, набрать необходимую высоту и караулить). При определении точки встречи необходимо учитывать собственную скорость, скорость противника, направление его полёта (курс). Имея эти цифры очень просто вычислить, однако мы не всегда можем это сделать. Поэтому необходим некоторый опыт и знание ТТХ самолётов. Случай, когда известны только точка взлёта и курс, несколько сложнее. Здесь придётся прикидывать точку встречи и, если есть возможность (время), выйти немного впереди её, чтобы, встав на курс, обратный противнику (вычисляется просто: курс противника минус 180, естественно, величина берётся по модулю, то есть только положительное значение), встретить его во всеоружии. О заходе на цель я говорить не буду, так как это другая тема, но тот, кто первым увидит противника (читай: найдёт и увидит) тот уже будет находиться в более выгодном положении.

 

Обсуждение закрыто.