Управление двигателем, нагнетатель, высотный корректор

Управление двигателем, нагнетатель, высотный корректор.

Внимание! Без знаний этого материала невозможно ведение воздушного боя на высоте больше 2000 метров.

Нагнетатель. С чем его едят.

Для того чтобы топливо полностью сгорело необходимо соответствующее количество кислорода. Для повышения мощности двигателя на самолетах Второй Мировой использовался турбонаддув (специальная турбина, нагнетающая воздух под давлением). Соответственно подавая большее количество кислорода можно сжечь больше топлива за один цикл работы двигателя и тем самым увеличить его мощность. Устройство для наддува либо использовало энергию выхлопных газов, либо приводилось в действие от двигателя (иногда использовался специальный электрический, как например на Р-47).
На высоте, где плотность воздуха заметно падает необходимо изменить режим нагнетателя. На большинстве немецких, и союзных самолетах такой переход осуществляла автоматика. Советские самолеты имели более простую конструкцию и требовали ручного перевода режима.
Высоту переключения можно определить по прибору, но лучше запомнить табличные значения, чтобы в бою не отвлекаться на приборную панель.
На большинстве самолетов 2 режима работы нагнетателя. На И-185 и ряде американских – три.

Высотный корректор.

Как уже упоминалось, для того чтобы топливо полностью сгорело необходимо соответствующее количество кислорода. Но на больших высотах, когда мощности нагнетателей уже не хватает, нарушается соотношение «топливо-воздух». Это приводит к забрызгиванию свечей, неполному сгоранию топлива, перегреву двигателя и главное к существенной потери мощности двигателя. Внешне проявляется появлением дымных полос за самолетом, нестабильной работой двигателя. Чтобы избежать этого необходимо уменьшить количество топлива в смеси.
Ниже я привожу данные по высотам переключения нагнетателя и воздушного корректора наиболее распространенных истребителей. Предупреждаю, для корректора приведена крайняя высота регулирования смеси, уже на подходе к этой границе возможен дымный выхлоп при высоких нагрузках, поэтому смесь регулируйте за 200 метров до приведенной величины.
Первая регулировка высотного корректора – 80% топливной смеси, затем каждые 2000 метров уменьшаете топливо на 20% для всех самолетов.

И-153 М-62 и И-153П

При наборе высоты выше 2200 метров необходимо перевести нагнетатель на ступень 2 («Следующая ступень»). При спуске ниже 2200 метров нагнетатель возвращается на ступень 1 («Предыдущая ступень»). На 4000 регулировка топливной смеси.

И-16 тип 18/24

Тот же тип мотора, что и на И-153, соответственно, те же операции.

Ла-5 (Ф, ФН) и Ла-7

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 3500 и на ступени 2 выше 3500).
Регулировку смеси необходимо производить на высотах 4000.

ЛаГГ-3 (4 серия)

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.
Регулировка смеси производится на высотах 4000 м.

ЛаГГ-3 (серия 66, 29, 35) и ЛаГГ-3ИТ

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 3000 м.

Як-9 и его модификации Д, К, Т

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2000 м и на ступени 2 выше 2000 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 3000 м.

Як (остальные модификации)

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2000 м и на ступени 2 выше 2000 м.
Регулировка смеси производится на высотах больше 4000 м.

«Харрикейн»

Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2800 м и на ступени 2 выше 2800 м.

П-40Е М-105

Советская модификация с тем же двигателем, что и у ЛаГГ-3. Соответственно, требуются те же операции. Нагнетатель должен работать на ступени 1 ниже 2200 м и на ступени 2 выше 2200 м.

На высотах до 120 метров можно ставить высотный корректор на 120% Это даст прибавку мощности при взлете в режиме перегруза, с авианосцев, поможет уйти от преследования (на некоторых Ла например).
Для того чтобы регулировать высотный корректор нужно назначить клавиши на кнопки «Обеднить смесь» и «Обогатить смесь». Регулирование происходит по 20%. Для особо дотошных можно применить более точные значения по 10% назначив кнопки «Высотный корреткор 90%», 80% и т.д.

 

Сводная таблица.

самолет мотор высота включения
нагнетателя (м)
(версия 4.08М)
высота включения
корректора (м)
высота макс.
скорости(м)
(на форсаже)
И-153 М-62 2200 4000 4300
И-16 тип 18 М-62 3000 4000 4400
И-16 тип 24 М-63 3400 4000 4800
Як-1,
Як-7Б (41г),
Як-7А
М-105П 3200 4000 4700
Як-1Б,
Як-7Б (42г),
Як-9Т
М-105 ПФ 2900 3000 4000
Як-9Д М-105 ПФ 2800 3000 3700
Як-9 М-105 ПФ 2600 3000 4200
Як-9К,
Як-9М
ВК-105 ПФ 2700 ? 3900,
3700
Як-3 ВК-105 ПФ2 2800 ? 4000
Як-9У,
Як-9УТ
ВК-107А 3000 ? 5000
ЛаГГ-3 4-й серии М-105П 3700 4000 4800
ЛаГГ-3 после 42-го года М-105 ПФ 2700 3000 3700
Ла-5, М-82 4700 ? 2000,6000
Ла-5Ф М-82Ф 4200 ? 1600,6400
Ла-5ФН М-82ФН 4500,(4300-на форсаже) ? 2000,6200
Ла-7 АШ-82ФН 4000,(3800-на форсаже) ? 2000,6000
МиГ-3 АМ-35А ? 7700
МиГ-3 (АМ-38) АМ-38 ? 2900
Ил-2 АМ-38 ? 2500
Пе-2 серии 1 М-105Р 3200 4000 4600
Пе-2 серии 84 М-105РА 3200 4000 4600
Пе-2 серии 110 М-105ПА 3200 4000 4600
Пе-2 серии 359 М-105ПФ 2800 4000 3900
Пе-3,
Пе-3бис
М-105РА 3200 4000 4600
П-40Е (М-105) М-105П 3200 4000 4700
«Харрикейн» Rolls Royce Merlin XX 3400 ? 5600
Tempest MkV Napier Sabre II 5000,(4000-на форсаже) 6000
A-20G Wright R-2600–23Double Cyclone 2400 3700
B-25J Wright R-2600–13 2700 4000
F4F Pratt&Whitney R-1830–76 2600,2900 5700
FM-2 серия Wright R-1820–56Cyclone 2600 5500
F4U серия Pratt&Whitney R-2800–8W 2500,5800
(2000,4800-форс.)
6800
F6F серия Pratt&Whitney R-2800–10W Double Wasp 2600,6000
(2000,5400-форс.)
7000
He-111 Junkers Jumo 211 4100 6000
Ju-87 Junkers Jumo 211 2700 4000
Ju-88 Junkers Jumo 211 4100 (нихт арбайтен) 5900
A6M2 NK1C Sakae-12 4500
A6M3-A6M7 серия NK1F Sakae-21,
NK1F Sakae-31
3500,(3300-на форсаже) 5700
Ki-84 серия Ha-45–21 3500,(2800-на форсаже) 6000
Ki-100 Ha-112 II 4000,(3800-на форсаже) 6000
G4M Mitsubishi Kasei 15 3400 4500

Комментарии закрыты